В апреле 2024 года в Москве уже во второй раз состоялся российский форум индустрии дизайна. В основе его повестки — формирование отечественной дизайн-политики в условиях нового мира. Дискуссии на эту тему продолжатся и на ПМЭФ, в рамках площадки «территория российского дизайна».
Индустрия дизайна сегодня — это отрасль креативной экономики, пронизывающая все сектора производства, формирующая материальный и влияющая на нематериальный мир человека. В эпоху глобальных трансформаций общество сталкивается с необходимостью пересмотреть навязанные модели поведения в пользу уникальности и развития собственных сценариев жизни.
«Дизайн нового мира» — такова главная тема прошедшего в Москве Российского форума индустрии дизайна, организаторами которого выступили Фонд Росконгресс и Союз дизайнеров России. И пусть она не покажется слишком амбициозной. В отличие от других отраслевых мероприятий это единственная площадка, популяризирующая отечественный дизайн на федеральном уровне и призванная искать ответы на вопросы государственной и глобальной повестки.
В 2024 году география участников форума существенно расширилась. Представители бизнеса, креативного сообщества и государственных органов прибыли из всех регионов страны, от Калининграда до Владивостока. Участие в форуме приняли также специалисты из более чем десяти стран, в том числе из Китая, Индии, Индонезии и ряда африканских государств. Это красноречиво свидетельствует о высоком интересе к креативному сектору экономики на глобальном уровне и к решениям, которые готова предложить Россия — одна из стран-лидеров в области науки, инноваций и дизайна.
В дискуссиях о новых путях развития и поддержки национальной дизайн-политики приняли участие более 1000 участников и 150 экспертов. Форум выступил платформой для генерации и презентации инновационных идей во всех сферах жизни человека: от промышленности и городской среды до коммуникаций и новых брендов.
Особое внимание было уделено исследованию и интеграции культурного кода в дизайне. Участники дискуссий пришли к выводу, что дизайн можно рассматривать как конечный продукт культурного осмысления национальной идентичности. В таком случае экосистема брендов, продуктов и сервисов отражает особенности страны и ее регионов, а дизайн становится «мягкой силой», инструментом преобразования реальности. Он формирует положительные образы повседневности, успешный опыт использования отечественных продуктов, что, в свою очередь, способствует общему позитивному восприятию страны.
Традиционно сильной стороной мероприятия стал образовательный трек, включенный и в основную деловую программу, и в молодежную программу Российского форума индустрии дизайна, который состоялся в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом участники смогли обменяться лучшими практиками.
Обсуждение национальной дизайн-политики продолжится на Петербургском международном экономическом форуме на стенде «Территория российского дизайна», который будет работать с 5 по 8 июня 2024 года. Ясно, что для ее успешной реализации необходимы суверенные рычаги экономического и социально-культурного развития, опирающиеся на собственные ценности и образы будущего.
Как умелые проектировщики, дизайнеры готовы предложить новаторские проекты, новые подходы к созданию пространства и, наконец, новые смыслы, актуальные для современного мира. При этом важно, что помимо лидеров индустрии в дискуссию вовлечены представители власти и бизнеса. Вместе они обсудят пути эффективного сотрудничества для реализации политических и экономических стратегий, направленных на достижение технологического суверенитета и улучшение качества жизни россиян.